Восточный Саян - Иркут - Байкал, август 2004

Не спеши торопиться, чуть-чуть подожди,
Говорят пусть о разных странах.
Эти Горы, это Солнце и эти Дожди -
Мы оставили сердце в Саянах.

Идем на перевал Хубыты

На сплаве

Закат на Иркуте

Особо отмороженные купаются в Байкале

В августе 2004 года Дядя Гена и Компания прошли комбинированный пеше-водный маршрут по Тункинским гольцам (наивысшая часть Восточного Саяна) и реке Иркут.

Горная часть (II категория сложности): пос. Нилова Пустынь – перевал Хубыты (2493 н/к) – перевал Обзорный (2088 н/к) – Шумакские источники – перевал Шумак (2760 1А) – Нилова Пустынь.

Водная часть: от моста через Иркут на дороге в Нилову Пустынь до п. г. т. Кырен.

В завершении похода мы проехали по Кругобайкальской железной дороге и провели несколько дней на берегу Байкала.

Краткий отчет.

Саяны встретили нас пасмурной погодой и ливнем в первую ночь. Проснувшись на следующий день, мы увидели выпавший на горах снег и подумали, что наше дело труба. Но не тут то было: выглянуло Солнце, а к тому времени, как мы поднялись на перевал Хубыты, снегу там осталось разве что по щиколотку. Мы поняли, что местный лесной бог Бурхан нам благоволит, кстати, так оно и оказалось: все остальное время нашего пребывания в горах стояла отличная погода.

На другой день после взятия перевала, мы взобрались на соседнюю вершинку, окинули взглядом окрестности, вспомнили “весь мир на ладони” Высоцкого и поняли, что приперлись сюда не зря. Вдоль рек Ара-Хубыты и Ара-Ошея (см. карту) продвигались без приключений, а перед Яман-Голом (что в переводе означает “Чертова речка”) встретили группу москвичей, которые сказали, что на Яман-Голе 35 бродов. Проявив недоверие, мы стали считать эти самые броды, но сбились примерно на двадцать девятом.

Перевал Обзорный показался нам ужасно легким после Хубыты (или Хоббиты, как назвали его коллеги из Киева), зато огромное впечатление произвел каньон Нарин-Гола - это, пожалуй, самая красивая часть маршрута.

И, наконец, мы пришли на знаменитые Шумакские минеральные источники. Их, этих источников 104 штуки, лечат от всех болезней, причем, на каждом написано, от какой именно. Очень красивое дикое место. Путешественники и буряты оставляют здесь всяческие дары Шумаку, и эти дары не менее интересны, чем сами источники. Здесь много бурятских избушек, так называемых “балаганов”, в них можно останавливаться, что мы и сделали, есть радоновая ванна, буддийский дацан.

Отдохнув на источниках, мы двинулись на перевал Шумак. В цирке перевала находятся два небольших озера. Когда выглядывает Солнце, вода в них кажется зеленой. Естественно, мы не прошли мимо, и искупались.

Перевал Шумак самый сложный на маршруте, но и самый красивый. Спускаясь с перевала, мы шли по ущелью реки Ехэ-Гэр, а сзади над горами гремел гром – это было прощание Саян.

По дороге в Нилову Пустынь мы посетили священное место Бурхан-Баабай, посвященное, как ни странно, тому самому богу Бурхану, который делал нам погоду. Странно, потому что вообще-то буряты – буддисты.

Вернувшись в Ниловку, мы забрали оставленные там лодки и поехали на Иркут. Отдохнуть на нем как на Чусовой не получилось, это река с характером. Зато было нескучно: приходилось постоянно вычерпывать воду.

Сплавились до Кырена и решили двигать в Слюдянку (на Байкал), так как погода, в конце концов, испортилась.

Переночевав в Слюдянке и сходив в местный музей минералов, мы сели на поезд, ласково называемый “матаней”, и проехали по Кругобайкалке до станции Половинная. Здесь мы стояли пару дней перед отправлением домой.

Конечно, совесть не позволила уехать с Байкала, не искупавшись в нем, поэтому пришлось лезть в холодную воду “священного моря”. Зато закалились, наверное.

Вот, вкратце, и все. Проводите каникулы в горах Восточного Саяна! ;-)

Автор - Антон Кравченко

На главную | О Клубе | Наши планы | Координаты | Чусовая | Пройденные тропы | Карты | Ссылки | Юмор | Гостевая книга